Красива Рязань весной, когда разлив Оки вплотную подступает к валу древнего кремля и он как бы возвышается и парит над бесконечной гладью реки, где небольшим островом маячит высокая дюна – древнейшая основа города село Борки. Тысяча с лишним лет пронеслись над этим местом в борьбе человеческих страстей. Гром жарких сражений и жестоких схваток почти не умолкал здесь у стен крепостей, пока, наконец, Переяславль-Рязанский не стал современной Рязанью – значительным и областным центром России, привлекающим к себе множество туристов красотой, выдающимися памятниками архитектуры и художественными сокровищами музеев.
Однако имя „Рязань” носил в древности другой город – в пятидесяти километрах к юго-востоку от современного. Впрочем, так назывался в то время и весь могущественный тогда край в бассейне среднего течения Оки, вплоть до верховьев Дона.
Этот другой город – Старая Рязань, как его теперь называют, был заложен как крепость, вероятнее всего, князем Святославом Игоревичем в 965-966 годах во время его похода на Волгу и Каспийское море, когда он освободил славян Поочья от дани хазарам. Это подтверждают археологические находки на территории города, например, сохранившиеся крепостные валы Старой Рязани, которые, по данным, полученным при раскопках, относятся к X веку.
И поселение на месте нынешней Рязани в IX-XI веках, и Старая Рязань в XI-XII веках были крупнейшими торговыми центрами на великом „янтарном” пути от Балтийского моря и его портов до Индии и Китая. „Янтарный” путь возник еще в VI веке н. э. (если не раньше) и шел по Двине, Днепру, Десне, Угре на Оку или от Ильмень-озера к Вышнему Волочку, по Волге, Ламе к Волоколамску, Москве-реке, к среднему течению Оки и далее на Волгу. „Тем же и из Руси можеть ити по Волге в Болгары и в Хвалиси (Каспий), и на въстокъ доити въ жребии Симов, а по Двине в Варяги”,- написано в древнерусской летописи „Повесть временных лет”.
Кто же торговал здесь?
Арабские монеты VIII-X веков – спутники торговли славян и скандинавов с Востоком, и различные предметы, найденные при раскопках, говорят о том, что селища славян в среднем течении Оки появились до X века.
С IX века н.э. здесь известны значительные поселения славянского племени вятичей. Самое крупное из них возникло в IX веке у современной Рязани – на дюне села Борки. Удобное расположение поселения – между реками Трубеж и Ока, что и без укреплений надежно защищало его от врагов, способствовало его быстрому развитию.
Очень удобно была расположена и Старая Рязань – у основания длинной, но узкой (по суше) излучины Оки. О движении судов с Волги можно было сообщить в город задолго до их прибытия туда, с Облачинской косы у села Исады, в 7 километрах от Старой Рязани. Кроме того, вблизи от города находилось и устье реки Прони, правого притока Оки, по которой шел другой торговый путь – „в греки”, через волоки у Рясского поля в притоки Дона, в Азовское море, в знаменитую Тмутаракань (Тамань), с которой Рязань исторически была тесно связана (как один княжеский удел в XI веке) и дальше в Черное море. В древней русской былине говорится о рязанском крае: „Сторона то широкая, что от Оки-реки потягла до Дону глубокого”.
Старая Рязань впервые упоминается в летописи в 1096 году в связи с приездом туда черниговского и тмутараканского князя Олега Святославовича. В древних списках название города писалось через „ять” – Ръзань.
В ней, как в очень крупном торговом центре Древней Руси сложилась особая система новых тогда, металлических денег. Вместо киевских шестигранных серебряных „гривен” и новгородских круглых серебряных палочек, „рублей”, здесь были в ходу четырехгранные прутки серебра, а также во множестве дирхемы – серебряные монеты арабского Востока, с которым Старая Рязань торговала. Об особой развитости торговли и ремесел в ней говорит возникшая потребность в мелкой разменной монете. Эту монету, так называемую „резану”, рязанцы получали, разрезая пополам дирхемы. Например, в кладе у села Коростово были найдены 15 дирхемов и 918 peзан.
Интересно, что резана упоминается во второй части Краткой редакции Русской правды, создание которой некоторые историки относят к 1032-1054 годам, то есть на 64 или 42 года раньше Старой Рязани: „п.24. А за княжь конь … 3 гривны … а за кобылу 60 резанъ”. Русская правда составлялась в Киеве, и очевидно, резаны тогда были в ходу уже но всей Руси, а в Рязани, вполне возможно, они появились задолго до этого.
Значительную роль в истории Рязани сыграл Олег Святославович, внук киевского великого князя Ярослава Мудрого – один из известных русских князей XI века. Он унаследовал от отца Святослава Ярославича Чернигово-Муромо-Тмутараканскй удел. Киевским великим князем Всеволодом он был лишен наследства, пленен хазарами и сослан в Византию.
Князь Олег, увлекавшийся строительством, приобрел связи в византийских придворных кругах и, видимо, пригласил к себе на службу выдающегося зодчего. Вскоре он вернулся в Тмутаракань как князь и „архонт Матрахи, Зихии и всей Хазарии”. Он закрепил за собой торговый путь из Поочья „в греки”, построив в устье реки Прони, в пяти верстах от Старой Рязани, крепость, которую так и прозвали – Олегов или Ольгов городок.
После смерти Всеволода князь Олег снова осадил Чернигов, заставил уйти оттуда сына Всеволода, Владимира. Вероятно, чтобы искупить вину перед горожанами, пострадавшими во время осады, он построил Успенскую церковь Елецкого монастыря.
Возможно, желая закрепить свое присутствие в Старой Рязани, князь Олег возвел затем и здесь такую же по плану, размеру и технике церковь, тоже получившую при освящении наименование Успенской.
Началось формирование Рязанского княжества, первым официальным князем которого был Ярослав – брат Олега.
Население торговых городов было смешанным. Христианство в Поочье распространялось очень медленно. И первые церкви строились на видных местах, но часто вне городских укреплений, с их тесной застройкой. Так поступил и князь Олег, построив Успенскую церковь Старой Рязани на посаде, вне стен XI века, на красивом, видном месте, на берегу Оки. Обосновавшись устойчиво в этих краях, он, вероятно, возвел в Старой Рязани уже в десятых годах XII века у крутых оврагов Черной (южной) речки и свою усадьбу, где была построена затем Борисоглебская церковь (раскрыта раскопками в 1949 г.).
Князья в XI веке в городах не селились из-за скученности застройки и из-за народных волнений.
В XII веке валы усадьбы Олега Святославовича соединили со стороны поля с валами X-XI веков. Образовался большой по тем временам город, быстро заселявшийся благодаря процветающей торговле с Востоком и Византией.
Двенадцатый и начало тринадцатого века были периодом расцвета Рязанского княжества, его культуры и искусства. В XII веке уже образуется „великое княжество”, оно так именуется, начиная с княжения Игоря Святославовича (1147-1149), если не раньше. Это наименование сохранилось за ним до его упразднения в XVI веке.
Древнее Рязанское княжество состояло из разных удельных княжеств. Оно входило в число великих княжеств феодально-раздробленной Руси.
Столицей княжества в XII-XIII веках была Старая Рязань. О выдающемся значении Рязанского великого княжества в этот период, а также о его международной известности говорит и тот факт, что князь Федор женился на византийской царевне в 1225 году, о чем было рассказано в литературном памятнике „Сказание о перенесении в град Рязань святой иконы Николы Заразского”.
В декабре 1237 года орды Батыя обступили Старую Рязань. Она, первая из городов России, приняла на себя удар этих полчищ. Тщетно рязанский князь просил помощи из Владимира и других княжеств – никто не помог ему. Так было в условиях феодального раздробления и с другими княжествами.
И враг „поидоша ко граду Рязани и объступиша град, и начяша битися неотступно пять дней. Батыево воинство пременяющеся, а гражане истомишася, и мнози побиенни быша и уранены”, – говорится в известной „Повести о разорении Рязани Батыем”, одном из наиболее драматических произведений древнерусской литературы.
Какой-то генуэзец сделал для Батыя осадные машины: „пороки” и „токмачи”: „в шестый день рано приидоша погани ко граду, овии с огни, а инии с пороки, и с токмачи и лествицами, и взяша град Рязань”.
Враги полностью разграбили и сожгли город, а всех жителей перерезали и перебили. Погиб в битве и безмерной храбрости защитник его, знаменитый Евпатий Коловрат.
Батыевы приспешники говорили о рязанцах: „Мы со многими цари во многих землях, на многих бранех бывали, с таких удалцов и резвецов не видали, ни отци наши возвестиша нам. Сии бо люди крылатыи, и не имеюще смерти, тако крепко и мужествено ездя, бьяшеся: един с тысящею, а два с тмою”.
После разрушения Старой Рязани долго не могло восстановить своего единства Рязанское княжество. В нем фактически не было столицы.
Древняя Рязань!
Рязань и в самом деле очень древний город, хотя известна по источникам только с 1095 года. Арабские и персидские купцы и географы писали в IX-X веках, что в Поочье есть известный город Вантит, то есть Вятков или Вятич („вантичи” – это арабское произношение славянского „вятичи”). В арабских источниках говорится о трех центрах Древней Руси: о Киеве (,,Куяба“) и Новгороде („Славия”), под третьим же, видимо, подразумевался Вятков, находившийся в „Артании”, очевидно в Поочье. „А Вятько седе съ родомъ своимъ по Оце, отъ него же прозвавшася Вятичи“, – говорится в „Повести временных лет“. На мордовском языке слово „Артания“ означает „страна на запоре”. Арабы писали, что вятичи никого к себе не пускали и убивали пришельцев.
Поскольку Старая Рязань была основана только во второй половине X века, а арабские сведения о трех центрах Руси восходят еще к IX веку, по нашему мнению, упоминание о третьем центре, о Вяткове, могло относиться к поселению на месте современной Рязани, которое возникло в IX веке и быстро развилось в крупный и значительный торговый пункт на великом „янтарном” пути.
Здесь довольно высокого уровня достигли культура и искусство. На западном склоне Борковской дюны найдены кольца, браслеты, перстни с изображением птиц, бусы, колты, пряжки, бубенцы, формы для отливки бронзовых вещей, прясла, долота, ножницы и другие инструменты и много монетных кладов IX-XI веков. В Вяткове были и грамотные люди. На одном из пряслиц обнаружена рифмованная надпись: „Пряслень Парасин”. Надписи встречаются и на сосудах, в городе были в ходу и берестяные грамоты, сохранились закладки для книг и элементы книжных переплетов.
У дюны Сакур-гора были пристань и торг. Товары, приходившие с Волги и из Византии – парча, золототканые одежды, жемчуг, драгоценные камни, пестрые ткани, предметы искусства, амфоры, цветное стекло, ювелирные изделия, – продавали и меняли на идущие с Балтики янтарь, франкские мечи, кольчуги, олово, а также на местные изделия, меха соболей и горностаев, на мед, воск, скот и ловчих соколов. Обменивали товары и на невольников и невольниц. Все, что привозилось сюда с юга, перегружали на ладьи, которые проходили через волоки и продолжали путь на север, к янтарным берегам и портам Западной Европы, другие же товары направлялись к югу, к Каспийскому морю.
Гужевыми дорогами город был связан с глубинными селениями и городами рязанского края. Эти дороги начинались от высокого берега Трубежа, где теперь раскинулись постройки Рязани. А единственным спуском с крутизны этого берега к поселению был тогда, как и в наши дни, овраг, у которого стоит церковь Бориса и Глеба.
Чтобы защитить Вятков от набегов хазар, надо полагать, уже в X веке у верхнего съезда в этот овраг поставили деревянную крепость Старый острог.
Князь Олег Святославович, вернув себе в 1094 году свою отчину – Чернигов, Поочье и Тмутаракань, несмотря на продолжавшиеся распри и военные столкновения с Владимиром Всеволодовичем, начал интенсивно осваивать Поочье. В это время Муром и в какой-то мере Старая Рязань были еще под началом сына Владимира Изяслава. Оценив исключительное торговое значение Вяткова, Олег Святославович в 1095 году построил на высоком мысу, окруженном с трех сторон реками, в километре от Старого острога небольшую крепость, в которой, вероятно, решил поселиться. Он назвал этот город Переяславлем, а рукав Оки, отделявший Вятков от этой крепости, – Трубежем, как в Переславле южном, речку же, огибающую крепостной холм, – Лыбедью, как в самом стольном граде Киеве. Еще одной речке в память своего пребывания в Византии князь Олег дал наименование Дунайчик. Крепость стали называть Олегов двор, или Дворец Олега, подобно Ярославову дворищу в Новгороде, Княжеву двору в Переславле-Залесском. Это название сохранилось до наших дней за зданием краеведческого музея города (палаты архиепископа), находящегося на том месте, где стоял дворец князя Олега Святославовича.
Дата основания Переяславля-Рязанского – 1095 год – записана на листе псалтыри конца XVI – начала XVII века из церкви Николы Старого. Она принимается обычно исследователями безоговорочно и подтверждается данными археологии.
Вероятно, именно Олег Святославович построил в Старом остроге Вяткова церковь в честь св. Бориса и Глеба – первого князя Поочья. Церковь по документам известна с XII века.
В начале XII века, как указывает Н.М. Карамзин, в соответствии с разрешением митрополита Иоанна князь Олег Святославович добивается отделения Рязанской епархии от Черниговской. По-видимому, местом своего пребывания она избрала Старый острог Вяткова с церковью св. Бориса и Глеба. Новая епархия получила наименование Борисоглебской, а Старый острог Вяткова начали называть городом Борисовым-Глебовым.
Городище Старой Рязани. План: I – детинец (крепость X в.); II – крепость XI в.; III – крепость XII-XIII вв.; 1- Спасский собор; 2 – Успенский собор; 3 – Борисоглебский собор; 4 – Преображенская церковь XVIII в.; 5 – Северные ворота; 6 – Исадские ворота; 7 – Пронские ворота; 8 – клад 1822 г.; 9 – клад 1966 г.
Так, вероятно, на основе древних центров: древнейшего торгового – Вяткова, религиозного – Борисова-Глебова и княжеского – Переяславля-Рязанского возник с течением веков огромный город – современная Рязань. Главную же роль в то время играл княжеский Переяславль.
В середине XII века серьезное значение приобрело и северное ответвление „янтарного” пути по реке Клязьме. Возвысилось Владимиро-Суздальское княжество. Между ним и Рязанским княжеством начались постоянные соперничество и междоусобицы. В 1180 году владимирский князь Всеволод взял штурмом город Борисов-Глебов, и рязанская епархия прекратила свое существование. Но в 1198 году она была восстановлена. На этот раз епископ поселился уже не в Борисове-Глебове и даже не в Старой Рязани, а в городе Муроме.
Переяславль-Рязанский, по-видимому, тоже был сильно разрушен в 1180 и в 1188 годах. В 1208 году были заложены новые укрепления, которые освятил епископ Борисоглебской епархии Арсений.
Ранее основанный город был, вероятно, несколько расширен.
В 1237 году орды Батыя сожгли Переяславль, как и другие города Рязанского княжества. Но он постепенно отстроился, а в Борисов-Глебов в 1285 году снова вернулся на жительство борисоглебский епископ. В 1300 году в Переяславль-Рязанский переехали и рязанские князья. Вскоре этот город стал столицей Рязанского княжества.
Городище Старой Рязани. План Старорязанской крепости. Общий вид и план по чертежу первой половины XIX в.
Уже в следующем 1301 году у его стен произошло крупное сражение между войсками князя Константина и московского князя Даниила, боявшегося, что Переяславль снова укрепит свое торговое значение на „янтарном” пути. Князь Константин потерпел поражение, был пленен, отвезен в Москву и там казнен.
В XIV веке, как и в XIII, полчища Золотой Орды без конца совершали набеги на Рязанское княжество. Почти безуспешно пытались рязанские князья сопротивляться. Враждовали эти князья и с Москвой. Во второй половине века рязанский великий князь Олег Иванович укрепил кремль Переяславля более высокими валами, построил у его стен Спасский монастырь, основал Солотчинский монастырь за Окой, где он спасался от вражеских набегов. В конце века в честь мира с московским князем Дмитрием Донским Олег построил и Троицкий монастырь на Московской дороге, на реке Павловке, где состоялась примирительная беседа князя Олега с послом Москвы Сергием Радонежским.
Шел процесс образования единого российского государства, что имело громадное значение в борьбе за ликвидацию золотоордынского ига.
Вероятно, в конце XIV века, то есть вскоре после Куликовской битвы, был создан замечательный памятник литературы Рязанской земли – „Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и брате его князе Владимире Алексеевиче писание Софониа старца рязанца” („Задонщина”).
Пятнадцатый век был временем тесного сближения Рязанского княжества с Москвой, временем его экономического процветания, нового подъема его культуры и искусства.
Кремль Переяславля был весь обнесен высокими, частично сохранившимися и в наши дни валами, на которых стояли деревянные стены и высокие башни. Одна из них – Глебовская, с въездными воротами (на месте существующей ныне колокольни) была каменной. На северном склоне холма подход к кремлю охранял Духовский монастырь. У села Борки был построен Богоявленский монастырь. Эту грозную крепость Переяславля хан Ахмат уже не не смог взять в 1460 году и со стыдом отошел от нее.
Успенский собор Старой Рязани. План. Реконструкция Е. Михайловского
В 1520 году последний рязанский князь Иван Иванович был заточен в Москве в темнице. Рязанское княжество прекратило существование, в 1521 году оно вошло в состав Российского государства.
Богатство Старой Рязани и Переяславля-Рязанского обусловлено тем, что они стояли на торговых путях, ведущих в Волжско-Камскую Булгарию, к столице Хазарии Итилю, к прикаспийским странам, к могущественной Византии и арабскому Востоку, к далеким Индии и Китаю. Особенно оно увеличилось в XII веке, когда Рязанская земля стала самостоятельным княжеством. Литературные памятники упоминают о расцвете культуры, ремесел и искусства.
Страшный, опустошающий разгром княжества в 1237 году, после которого на Рязанской земле почти не осталось ни людей, ни зданий, ни произведений искусства, бесконечные последующие набеги кочевых орд, уничтоживших то, что случайно еще уцелело, не дают возможности составить полную и ясную картину этого расцвета Рязани, после которого она на протяжении двух веков нередко была щитом остальной Руси, первой принимая на себя удары врагов с юга и востока.
Все, что теперь можно сказать о древнем рязанском искусстве, основано лишь на немногих археологических находках. Однако, сопоставленные друг с другом, они позволяют говорить о важном значении искусства Рязани для общего развития древнерусской культуры.
Особенно значительна была ее архитектура.
Поскольку все постройки на Рязанской земле были разрушены, о зодчестве Рязани мы можем теперь судить только на основании археологических остатков некоторых зданий. Отыскивать их нелегко. Даже в Старой Рязани до настоящего времени раскопано только три каменных здания соборов: в 1836, 1888 и 1949 годах. В 1889 году был раскопан также фундамент каменной церкви в Новом Ольговом городке близ Рязани. В Переяславле – современной Рязани, как и в Борисове-Глебове, раскопки производить невозможно – там закладывались лишь единичные шурфы на свободных от новых зданий местах. Были ли каменные здания в других городах, неизвестно, так как во время вражеских набегов погибли и рязанские летописи. Деревянные же постройки – хоромы, дворцы, сгоравшие в таких случаях дотла, постепенно заменяли новыми.
Каменные здания Старой Рязани: Успенский собор (раскоп 1836 г. – у реки), Борисоглебский храм (раскоп 1949 г. – у южного вала), Спасский храм (раскоп 1888 г.) и церковь Нового Ольгова городка составляют как бы единую группу памятников, схожих между собой как по архитектурным особенностям, так и по строительной технике. Может возникнуть предположение: не строил ли их один и тот же зодчий или в крайнем случае два поколения одной династии зодчих.
Характерные особенности первых двух памятников, которые привлекают к ним пристальное внимание специалистов и резко выделяют их на общем фоне древнерусской архитектуры, сводятся к следующему:
в них, может быть, впервые на Руси древняя византийская кладка с западанием каждого второго ряда кирпичей была заменена порядовой кладкой с ровной поверхностью стены, которую к тому же покрывали известковой затиркой и расписывали под квадры каменной кладки;
к пилястрам старых русских храмов теперь были приставлены полуколонны, увенчанные капителями;
в декор храмов были введены белокаменные резные детали: карнизы, архивольты, капители, столбы, консоли и даже маски;
по карнизу барабана главы и апсид и в основании закомар в них был протянут
фриз из аркатуры и поребрика;
здания приобрели большую компактность, строгость и законченность.
Исследователи Старой Рязани Калайдович, Тихомиров, Селиванов, Монгайт неизменно пытались утверждать, что именно каждый из них нашел главный, соборный храм города, соответственно приписывая найденному храму неверные наименования.
Установить верные названия найденных храмов можно, только сопоставляя исторические и археологические данные. По историческим сведениям, в Успенском соборе были в 1237 году войском Батыя зарублены все княгини и снохи рязанской княжеской семьи, а также духовенство. Князь Ингварь схоронил их, а также собранные на поле битвы останки сражавшихся князей в этом соборе, укладывая по нескольку человек в одну гробницу (см. “Русский времянник” 1820, с. 115, 123, 124). Археологическими исследованиями только в соборе на берегу реки, открытом Тихомировым в 1836 году, были найдены массовые захоронения людей в каменных гробницах, и притом в очень богатых одеждах, по 10-12 человек в каждой. Подобных захоронений в двух других открытых храмах не было. Поэтому только храм на берегу реки может быть определен как Успенский-соборный. Такое назначение храма на берегу, как и его более раннее происхождение, подтверждает и наличие в нем изолированной крещальни.
По вопросу о датировке Спасского храма Старой Рязани и церкви Ольгова городка существуют разные точки зрения.
Эти особенности, за исключением техники кладки, – характерные черты романского стиля, начального его периода; В таком сопоставлении нет ничего удивительного, так как „Романское искусство нельзя считать присущим только западноевропейским странам – оно в значительной степени присуще и балканским славянам, и Грузии, и Армении, и Владимиро-Суздальской Руси, и Галицкой Руси“.
Чтобы правильно оценить значение архитектуры Старой Рязани, нужно установить (с возможной точностью) время постройки зданий, раскрытых в раскопках.
Основополагающим трудом в изучении зданий Старой Рязани явилась статья Г. Ф. Корзухиной-Ворониной, которая правильно обосновала название храмов, связала построение Успенского собора с одноименным в Елецком монастыре Чернигова, правильно расположила в хронологическом порядке рязанские храмы (за исключением церкви Нового Ольгова городка) и сделала первую попытку обосновать их датировку.
Продолжение – Рязань – страницы истории (часть II)