Клады Борковского могильника

Клады в могильниках прячут не только для большой маскировки от фанатиков-кладоискателей, но и как принадлежность погребального обряда.

Одна из причин захоронения кладов в землю вместе с телом умершего связана с верой в потустороннюю жизнь, что проповедует христианская идеология. Традиционность поверья загробной жизни имеет глубокие исторические корни, и проросли они еще до возникновения христианского учения…

… На Апеннинском полуострове археологи, раскапывая могилу этруса, жившего в VII веке до нашей эры (за триста лет до рождения Иисуса Христа), обнаружили скелет. На рассыпанных костях ладони они обнаружили вложенный кусок меди. В те времена медные слитки служили деньгами. Почему кусок меди вложен в руку покойника? Ответ на этот вопрос нашли, изучив религиозные обычаи этрусов. После смерти душа умершего переселяется в иной мир, в подземное царство Аида. В поверье известно, что старец Харон перевозит туда души через реку Ахеронт на своей барке. Для уплаты за перевозку и был вложен кусок меди в руку усопшего.

Такое поверье — снабжать деньгами за перевозку в «страну мертвых» — перекочевывает от одного народа к другому и далее, как эстафетная палочка, от поколения в грядущие поколения.

У греков религиозно-культовый обряд переняли этрусы. У этрусов — другие народы, и через Балканы, Украину, Белоруссию с волнами колонистов-переселенцев они дошли до центральной Руси. О том свидетельствуют данные ученого-исследователя Т. В. Равдиной в труде «Погребение X-XI вв. с монетами на территории Древней Руси». Ею описаны 603 погребения с наличием в них монет.

Известный археолог А. С. Уваров при раскопках во Владимирской губернии находил погребения с монетами. В Рязанской губернии археологами разных поколений найдено много монет в древних захоронениях. Особенно изобилует денежным «наличием» Борковский могильник, действовавший с конца VIII до середины X века.

Заслуживает внимания информация рязанского археолога-краеведа Черепнина А. И., прочитанная им на заседании Рязанской Ученой Архивной Комиссии (РУАК) в 1891 г., где прослеживается щедрая насыщенность богатством древнего народа, заселявшего рязанские земли:

«Берега Оки были заселены с древних времен. Многочисленные остатки отдаленной оседлой жизни разбросаны на берегах рек Окского бассейна. Здесь встречаются вещественные памятники разных эпох, начиная с орудий каменного века и заканчивая монетными кладами конца XVIII столетия. Вообще эта местность в археологическом и историческом отношении представляет высокий интерес».

Много памятников окской старины безвозвратно погибло, но значительное количество стало достоянием науки и хранится в наших музеях.

Можно смело предполагать, что многое будет открыто впоследствии, когда приступят к широкому археологическому обследованию этой интересной местности, предпримут ряд систематических раскопок. К числу таких дорогих памятников старины относится «Борковский могильник». О могильнике приводится интересное сообщение, сделанное краеведом Любомудровым в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» за 1876 год, № 6:

«В 1874 году близ села Борки в версте от Рязани, когда проводили железнодорожную ветку от Козловского вокзала к реке Оке, был открыт древний могильник. Гораздо раньше на этом месте борковские крестьяне часто находили мелкие украшения: металлические подвески и разнообразные бусы — почему они издавна называют его — «Жемчужным полем».

Прорезая выемку и выбирая песок из соседнего бугра для полотна дороги, саженях в 20 от того места, где теперь стоит у борковского леса железнодорожный дом, были открыты первые находки, и затем они попадались без перерыва на протяжении 40 или 50 сажен в направлении к Оке.

В случайно открытом могильнике нашли много человеческих костей, среди которых было до 20 целых черепов. При одном черепе оказалась сохранившаяся длинная женская коса, цвет волос был темный. Костяки лежали в земле поодиночке или по два и более.

Вместе с костяками находили разные металлические вещи, каменные и стеклянные бусы, последние отличались большим разнообразием как по форме, так и по материалу. Из вещей особенно много было бронзовых — «позеленевшие», как выражались о них рабочие. Здесь находили бронзовые обручи (гривны) с коробками и без коробок, разной формы пряжки и подвески, серьги, запястья, четырехугольные и круглые большие бляхи с крышками посредине их и без крышек, сплошные и с прорезями и множество мелких бронзовых вещей, и обломки встречались на каждом шагу.

Найдено было много остатков железного оружия и конской сбруи: наконечники копий и стрел, перержавленные мечи, ножи, удила, стремена и другие обломки, назначения которых нельзя было определить. Встречались и серебряные вещи, по-видимому, рабочие научились быстро различать их, и, опасаясь, что эти более ценные находки у них отберут, они старательно припрятывали их и потом сбывали знакомым торговцам. Из серебряных вещей известны находки — толстый серебряный круглый обруч (шейная гривна), серебряный тройной обложной обруч и несколько серебряных узких, продолговатых пластинок. Между костями попадались отдельные серебряные монеты, некоторые из них были с отверстиями. Кроме монет, которые встречались поодиночке, были открыты две значительные монетные находки, скрытые в земле, на глубине двух аршин, в нескольких саженях одна от другой. Первая находка заключалась в совершенно сгнившем ящичке, сходном с нынешними брусницами, в которых крестьяне держат бруски для точки кос. В нем оказалось более 120 серебряных монет, часть которых была перерублена на половинки, четверки и более мелкие доли. Другая монетная находка была в истлевшей кожаной кошме или мешочке. Монеты были сильно потертые, с половинками и четвертями, числом более 100 экземпляров».

Интереснейший исторический памятник, естественно, не мог оставаться без тщательного изучения местными археологами-краеведами.

Уже в 1892 году предпринята серьезная попытка исследовать весь могильник, оставшийся после земляных работ при прокладке железной дороги. Раскопки производились правителем дел Рязанской Ученой Архивной Комиссии А. В. Селивановым совместно с членами комиссии А. И. Черепниным и А. А. Городцовым. Были определены границы могильника. В нем рабочими открыты 111 могил. Могила № 70 (мужская) характерна по наличию денег с аналогичными мужскими захоронениями. Приводим запись из дневника раскопок: «истлевший костяк лежал на глубине 18 вершков, под головой сохранились остатки луба, направление головы было на С.В. На шее серебряная гладкая гривна, на груди серебряная пряжка, от левого плеча наклонно лежал меч рукояткою вверх, меч был в ножнах, которые по-видимому окончились бронзовым наконечником, под мечом бронзовая пряжка, ниже рукоятки меча серебряная пряжка; под мечом у левой стороны груди ,железный нож, у правой стороны груди железный боевой топор, остатки ремня от пояса, украшенного серебряными бляшками и толстая пряжка с обойницей, у ступни левой ноги железные наконечники, копья и дротики острием вниз. В ногах горшок обыкновенного погребального типа без орнамента». Могилой № 111 закончились раскопки, археологи взяли пробные каналы против железнодорожного дома и на мыске. Раскопы оказались с нетронутым культурным слоем, и потому археологи сделали вывод — могильник полностью открыт. Но археологи ошиблись.

Рязанским краеведом, сотрудником областного краеведческого музея Зубковым В. И. при тщательном изучении горы Сакур и ее окрестностей с 1937 по 1949 год найдено и раскопано еще 18 древних могил. Погребения отличались разнообразием и богатством предметов обихода и тогдашней роскоши. Почти каждая могила была буквально нашпигована серебряными и бронзовыми украшениями, железными и костяными предметами обихода, холодным оружием, рыболовной и охотничьей снастью, гончарными поделками и, конечно же, как ритуальное сопутствие с намеком на загробную жизнь — денежным наличием: шейными серебряными и бронзовыми гривнами и монетной мелочью.

В одной из могил (женской) найдено 247 хорошо сохранившихся предметов обихода, по поверью, нужных для загробной жизни.

Кстати, шейные гривны, как признак достатка, как предмет роскоши, носили и мужчины, и женщины. Интересен и факт открытия первого заселения этой местности неандертальцами уже 9 тыс. лет назад (эра мезолита).

Углубляя могилы, археологи обнаружили на глубине двух метров культурный слой с наличием золы, костей животных, гончарных изделий — место стоянки первобытных людей.

И в заключение следует упомянуть, что и поныне при похоронах существует традиция бросать вместе с землей в могилу монеты, как дань уважения к усопшему, порой не подозревая о причастности к исполнению древнего ритуала.

Ваша оценка
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий