Рязань – страницы истории (часть IV)

Оборонительный вал

Золотошвейное искусство, которым Рязань славилась в XV веке, продолжало развиваться и в XVI веке. В подтверждение можно привести следующие примеры: „Успение” – шитую пелену с жемчугом, каменьями, и две замечательные палицы – „Знамение и „Преображение”, отличающиеся гармоничной цветовой гаммой и далеким от канонической сухости изображением в центре первой из них. Другое „Успение, тоже XVI века, привлекает своим колоритом: алый фон контрастирует с зеленым основанием пелены и голубыми облаками. Голубая „слава Христа усиливает эти контрасты. Коричневые, голубые, красные, зеленые и золотые цвета в окраске фигур и аксессуаров основной группы сливаются в единую красочную гамму.

Представляет интерес и ювелирное искусство Рязани XVI века. В позолоченной панагии с гравированной „Троицей”, видимо, еще сохраняются традиции старорязанских мастеров. Интересна кандия князя Мещерского с орнаментом звериного стиля – одно из лучших произведений этого рода в России того времени. Напоминает сокровища старорязанских кладов и крест XVI века с небольшим распятием, плоской филигранью в две нитки, яхонтами и жемчугом.

Замечательным искусством резьбы по кости, столь распространенным еще в Старой Рязани, отличается жезл архимандрита с изображением „Знамения” и „Преображения”.

Из рязанских икон XVI века можно напомнить о двух. Небольшая икона „Чудо св. Георгия о змие” интересна своей сдержанной красочной гаммой и чистотою колорита, для которого характерно отсутствие землистых тонов. Резная из дерева, раскрашенная икона „Архангел Михаил” из села Путятино на юге Рязанского края, возможно, была надвратной в каком-либо укреплении. Яркие цвета на иконе даны в красивых контрастных сочетаниях.

В 1650-х годах была в последний раз отстроена кремлевская крепость Рязани. Грозно возвышались над высокими валами четверо ворот и восемь глухих башен, их силуэт главенствовал в архитектурном облике города. В кремле построили новые каменные палаты архиепископа и над их западной частью – церковь Иоанна Предтечи (1655, зодчий Юрий Яршов).

Особенно интересна была церковь. К ее высоким стенам с юга примыкала тогда открытая сохранившаяся двухмаршевая крутая лестница, ныне с кровлей на ползучих арках. Вверху она заканчивается площадкой, в арках которой были подвешены колокола. От площадки вдоль западной стены церкви шла открытая паперть. Здесь находился вход в трапезную, из которой второй портал вел в собственно церковь. Этот портал, как и южный портал церкви, сохранился. Они характеризуют Яршова как тонкого талантливого мастера. Изящество, которое видно и в их обломах, тонкость прорисовки деталей, простых, но исполненных точно, с глубоким пониманием пропорций позволяют судить о былых достоинствах всей постройки, теперь уже видоизмененной. Двухсветный куб церкви завершался главой и кокошниками. Окна здесь, как и в остальной части здания, сейчас реставрированы, они очень интересны по рисунку наличников, различному в каждом из них.

В 1692 году над этим двухэтажным зданием зодчий Григорий Мазухин возвел третий этаж с колоннами и окнами с красивыми наличниками в стиле „московского барокко”. Получился высокий, длинный корпус, к восточной стороне которого в конце XVIII века сделали пристройку.

Город Рязань. План-схема

Город Рязань. План-схема северо-восточной части: 1 – кремль; 2 – церковь Спаса на яру; 3 – гауптвахта; 4 – б.семинария; 5 – церковь Борисоглебская (место Старого острога и съезда в пойму к с. Борки); 6 – Дом трудолюбия; 7 – губернская больница; 8 – редутный дом; 9 – дом Павлова; 10 – тюрьма; 11- хлебные ряды; 12 – б. Дворянское собрание; 13 – б. гимназия; 14 – жилой дом; 15 – б. дом Салтыкова-Щедрина; 16 – церковь Николы Дворянского; 17- церковь Входоиерусалимская; 18 – церковь Благовещения; 19 – Пропилеи; 20 – корпус торговых рядов; 21-22 – дом Рюмина и Благородный пансион; 23-28 – жилые дома; 29 – б. Мальшинский инвалидный дом

Помимо палат, зодчий Яршов возвел во дворе еще два корпуса: певческий и консисторский, недавно реставрированные. За певческим корпусом находятся амбары XVII века, которые называют „Гостиница черни”. К консисторскому корпусу примыкают бочарная, кузница и сараи XVII века.

В 1642 году в Духовском монастыре XV века зодчим Василием Зубовым была построена двухапсидная двухшатровая церковь св. Духа, которая впечатляет утонченной красотой и как бы певучей пластикой деталей. Зодчий, видимо, сам ощущал совершенство этого произведения и заложил в церкви камень с указанием своего имени.

К югу от архиерейского двора расположен Спасский монастырь, где на месте церкви XVI века, от которой сохранились северный портал и подвалы, в середине XVII века построили Богоявленскую церковь с трапезной и шатровой колокольней. Детали здания красивы и хорошо прорисованы. Преображенский собор монастыря с эффектной белокаменной резьбой и замечательными изразцами построен в 1702 году.

Во второй половине XVII века в городе было возведено много интересных и красивых церквей: Спаса на яру (1695) Борисоглебская (1686) – на месте одноименной древней церкви Рязани, еще начала XII века, Покровская в Храпове (1686) и другие.

Возникновение стиля „московское барокко” – явление очень сложное. Некоторые исследователи связывают его со строительством в имениях Нарышкиных, называя как первую в этом стиле церковь в селе Жолчино, в поместье Нарышкиных в окрестностях Рязани. Церковь “Воскресения Звонного” в Рязани в городской усадьбе деда Петра I Кирилла Полуэктовича Нарышкина – действительно один из ранних примеров этого стиля. Она разобрана.

В Рязани работали два самых знаменитых зодчих, произведения которых представляли этот архитектурный стиль: Яков Григорьевич Бухвостов (вероятно строитель церкви „Воскресения Звонного”) и Осип Старцев.

Яков Григорьевич Бухвостов создал самое грандиозное в России здание XVII и всех предшествующих веков – новый Успенский собор Рязани (1693-1699) Он длиннее всех храмов, известных в России до него, по ширине уступает только Софийским соборам в Киеве и Новгороде, выше московского Успенского собора, построенного Аристотелем Фиораванти, почти на тринадцать метров. Бухвостов задумал его еще выше на три сажени, но слабость грунта (край собора стоит на остатках засыпанного озера Быстрого) не позволила это сделать.

Бухвостов развил дальше в этом соборе „палатную” композицию интерьера впервые примененную в церковном зодчестве в России в Успенском соборе Фиораванти. Используя круглые столбы, как в московском здании, он отказался от соответствующих им лопаток на внутренних стенах. Благодаря этому интерьер собора стал восприниматься в полной мере как единый зал.

Бухвостов дополнил собор высоким подклетом с широким гульбищем на аркадах (перестроены в начале и в конце XIX века), поставив здание как бы на постамент, подчеркнув этим его значение как соборного храма. Он одновременно акцентировал вертикальную направленность основных элементов собора, применив не только суженные вверху колонны, но и вертикальные ряды окон, что усиливало эффект от огромной высоты постройки.

Будто легкий и воздушный, несмотря на свою грандиозность, первоначально покрытый посводной кровлей и увенчанный по верху стен резным белокаменным парапетом, над которым высились луковицы глав с ажурными крестами, этот собор своей белокаменной резьбой, совершенной по рисунку и исполнению, бесконечно разнообразной по комбинации сюжетов, напоминал о белокаменной рези, покрывающей соборы Старой Рязани. Обходя храм, можно часами любоваться его прекрасными резными деталями, практически нигде не повторяющимися. Эта белокаменная резьба – подлинный шедевр русского искусства этого рода. Великолепен и резной позолоченный иконостас собора, выполненный тогда же мастером Сергеем Христофоровым, с иконами Николая Соломонова.

Известно, что знаменитый Осип Старцев, здания которого в Москве до наших дней остаются, вероятно, самыми выдающимися образцами стиля „московское барокко”, в восьмидесятых годах XVII века работал в Рязани, в частности консультировал постройку собора Шарыпина, который начинал до Бухвостова строить Успенский собор. Эта постройка обвалилась. После этого Осип Старцев, видимо, предложил свои услуги только что назначенному тогда архимандриту Солотчинского монастыря Игнатию Шангину. Церковь св. Духа в Солотчинском монастыре с огромной трапезной палатой имеет наличники на окнах на одном фасаде сходные с наличниками только что тогда законченной Старцевым трапезной палаты Симонова монастыря, а на другом фасаде – с наличниками Крутицкого теремка в Москве. Именно Старцев, широко используя свои связи, как самый выдающийся зодчий Приказа Большого дворца мог скорее, чем кто-либо другой, пригласить в Солотчинский монастырь для участия в постройках „ценных дел мастера” Степана Полубеса, который поставил для трапезной и церкви св. Духа очень красивые цветные изразцы, а для надвратной церкви Иоанна Предтечи (1688—1698) четыре великолепных майоликовых панно с фигурами евангелистов (на стенах восьмерика этой церкви). Замечательна в здании церкви и смелость инженерного решения – перекрытие одним сводом громадного зала трапезной. Оба эти здания – одни из лучших в русском зодчестве того времени. Они по красоте не уступают московским постройкам Старцева. В Солотчинском ансамбле представляют интерес и крепостные стены, и кельи (тоже XVII в.).

Среди произведений ювелирного искусства XVII века, хранящихся в Рязани, можно отметить серебряный позолоченный потир, чаша которого украшена прекрасным выпуклым рельефом (фрукты, цветы, растительный орнамент), с эмалевыми вставками. Привлекает внимание также братина середины того века с изящным гравированным орнаментом.

Напрестольный крест из Спасского монастыря богатством украшений мог бы поспорить с сокровищами древней Рязани. Скань на его полях – сложного рисунка, характерного уже для XVII века, искусно исполнена и украшена жемчугами, изумрудами, рубинами, сапфирами. В центре креста наложено чеканное Распятие с предстоящими, Саваофом и херувимами. Незаурядное художественное произведение – складень из литой меди с Деисусом, отделанный пестрой каймой из перегородчатой эмали.

Развивавшееся золотошвейное искусство представлено роскошной плащаницей конца того же века. Она интересна прежде всего подчеркнутой экспрессивностью образов, выраженной в угловатости очертаний фигур, преуменьшенных размерах рук. Это уже искусство нового времени, постепенно отходящее от канонических „изводов”. Лица индивидуализированы, намечается стремление к передаче оттенков психологического состояния изображаемых. Колористическая гамма построена на тонких цветовых нюансах.

Памятники архитектуры Рязани. Гравюра по стали с рисунка 60-х гг. XIX в.

Немалый интерес представляют также резные из дерева, раскрашенные иконы „Вход в Иерусалим” и „Никола Можайский”. По сравнению с иконой „Архангел Михаил” здесь налицо дальнейшее развитие искусства резьбы, но вместе с тем очевидна и его тяга к формальному.

В XVII веке в Рязани складывается школа живописи, талантливыми представителями которой были Тимофей Рязанец, придворный художник царицы Натальи Кирилловны, участвовавший в росписи Архангельского собора в Москве, и уже упомянутый Николай Соломонов, писавший иконы для иконостаса Успенского собора.

Переяславль-Рязанский уже в XIV-XV веках запросто именовали Рязанью, а в документах сохранялось его прежнее название.

В 1778 году, теперь уже не княжеский, а дворянский и купеческий Переяславль-Рязанский по указу Екатерины II стал главным городом Рязанского наместничества и официально переименован в Рязань. В городе было устроено всенародное торжество: молебен и пир, на улицах и площадях были выставлены большие щиты с изображениями событий рязанской истории, улицы и здания были украшены гирляндами, устроили иллюминацию. Через два года утвердили генеральный план новой застройки города.

Еще в 1722 году в Симеоновском монастыре Рязани была открыта „цифирная” школа, а два года спустя также и „славяно-латинская”, в которой преподавали даже „пиитику”. Город рос, повышался и культурный уровень горожан.

Стала ненужной, быстро ветшала старая крепость. После утверждения генерального регулярного плана города ее снесли и опять началась застройка Рязани. Немалую роль в этом сыграл Г. В. Рюмин, бывший простым приказчиком, затем ставший купцом-миллионером, получивший звание потомственного дворянина и чин статского советника. Пользуясь обширными связями в Петербурге и Москве, он привлекал для претворения в жизнь своих строительных замыслов крупных столичных архитекторов, влиянию. а иногда и авторству которых Рязань обязана своими лучшими постройками классицизма.

Еще в конце XVIII века Г. В. Рюмин построил в окрестностях Рязани (в конце современной улицы Ленина) обширную усадьбу с парком и прудами. Вероятно, некоторые из зданий Старого базара на улице Ленина в стиле классицизма – это остатки обширной усадьбы Рюмина (например, северный корпус с шестиколоиным портиком фасада, колонны которого уже лишены капителей). Современный городской сад тоже остался от нее. Главный корпус усадьбы сгорел в начале нашего века.

Началось строительство и в самом городе. В 1785 году был возведен редутный дом (на нынешней ул. Каляева) с четырехколонным портиком. Здесь сначала помещалось Дворянское собрание. В начале XIX века Г. В. Рюмин построил себе теперь уже городской роскошный дом с ротондой на углу и изваяниями сфинксов у входа (ул. Ленина, Дом офицеров). В 1805 году он передал его рязанской гимназии. Позднее в него переехало из старого здания Дворянское собрание. Это, бесспорно, лучшее здание в стиле классицизма в Рязани, созданное, может быть, по проекту М.Ф. Казакова. Вполне вероятно и то, что Г. В. Рюмин, который часто бывал в Петербурге (а его сын там жил постоянно), сумел получить у знаменитого Джакомо Кваренги чертеж для постройки в Рязани губернской больницы (на средства Приказа общественного призрения), по которому она была возведена в 1812-1814 годах рядом с редутным домом. Ее здание в точности повторяет и в пропорциях, и в характере деталей, и даже в плане петербургские постройки этого знаменитого зодчего, хотя и много утеряло в деталях во время многочисленных неумелых ремонтов. Вскоре Рюмин построил себе в усадьбе еще один великолепный корпус с красивым коринфским портиком фасада, обращенного в парк. Потом он передал его пансиону рязанской гимназии. Теперь в этом здании – художественный музей (на современной ул. Свободы).

Строительство в стиле классицизма поддержали и другие граждане города. Надворный советник П. А. Мальшин построил прекрасный особняк (угол ул.Свободы и ул.Маяковского), который он отдал для инвалидного дома (вероятный архитектор И.Ф. Русско). Дом В. О. Кузнецовой (на ул. Ленина) в 1808-1815 годах перестроили в стиле классицизма для гимназии. Очень красив также небольшой дом напротив него. В нем в середине века жил знаменитый писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в бытность свою вице-губернатором Рязани.

Последним знаменитым произведением этого стиля в Рязани стала грандиозная колокольня Успенского собора (1797-1840). Как и собор, она – самый выдающийся памятник архитектуры города, имеющий для Рязани огромное градостроительное значение, сравнимое со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или Адмиралтейства для Ленинграда. Особенности ее стилевой характеристики оказались в какой-то мере сродни особенностям петербургского классицизма в постройках Росси и его последователей. Она – детище ряда поочередно строивших ее зодчих. Заканчивал ее архитектор К. А.Тон (третий ярус колокольни), а завершил академик архитектуры Н.И. Воронихин, который в то время стал губернским архитектором Рязани.

Рязанский областной художественный музей обладает прекрасным собранием картин и произведений прикладного искусства первой половины и середины XIX века. Эти картины и предметы свидетельствуют о постоянном увлечении рязанцев искусством, об их развитом и порою утонченном художественном вкусе. Некоторые из жителей Рязани поддерживали тесные связи с выдающимися художниками того периода, нередко позировали им. В Русском музее хранятся прекрасный портрет О. А. Рюминой (невестки Г. В. Рюмина) кисти В.Л. Боровиковского и тонкая акварель, изображающая сидящую П. Н. Вельяшеву (внучку того же Рюмина) работы П.Ф.Соколова. В экспозиции рязанского музея находится портрет М. И.Голубцовой работы В. Л. Боровиковского. В Государственной Третьяковской галерее экспонируются полотна В.Л. Боровиковского, на которых изображены жители Рязани П. Н. Дубовицкий и его жена Н.И.Дубовицкая (портреты А. П. Дубовицкого и его жены кисти того же художника погибли во время Великой Отечественной войны). Великолепен портрет с видом Москвы кисти знаменитого В. А. Тропинина, изображающий родственника Дубовицких М. Ф. Протасьева (1847). Поясной портрет его сына Д. М. Протасьева, тоже кисти Тропинина, экспонируется в рязанском музее. Особенно хорош портрет этого художника, изображающий жителя Рязани врача Н. И. Бера, написанный в красивой приглушенной гамме черных, темно-зеленых, красных и золотистых тонов. Другой его портрет, через 15 лет, тоже кисти Тропинина, хранится в Московском областном краеведческом музее в городе Истра. В. А. Тропинин писал с натуры и Дубовицких – М. И. Дубовицкую и А. П. Дубовицкого.

В художественном музее Рязани есть и серии произведений местных художников, например художницы Н. А.Дубовицкой (середина XIX в.) Ее интересный, не совсем законченный автопортрет экспонировался в музее. Крепостному художнику Рюминых (возможно, Ширяеву) приписывают портреты Г. В. Рюмина и его жены Е.И.Рюминой (конец XVIII – начало XIX в.). В художественном музее хранятся также пейзажи местного художника Н. С. Иванова, изображающие Рязань XIX века, а также произведения художника И. Е. Ефремова. Одна из его картин находится в Русском музее. В Третьяковской галерее есть картины рязанца С. А. Живаго, профессора, академика исторической живописи. В рязанском музее находится серия рисунков знаменитого рязанца, художника П. М. Боклевского, иллюстрации которого украшали книги А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С.Тургенева, Л. Н.Толстого, Ф. М. Достоевского и других писателей. Не менее интересны гравюры другого рязанца – профессора, академика И. П. Пожалостина, особенно его знаменитое „Испытание силы Яна Усмовича“.

Рязанский областной художественный музей гордится и замечательной коллекцией фарфора, стекла, бронзы конца XVIII-XIX века, составленной из частных собраний жителей города и имущества поместий бывшей Рязанской губернии.

Предыдущая глава: Рязань – страницы истории (часть III)

Оцените статью
Статьи и заметки на inforeks.ru
Добавить комментарий