Рассказ о том, как «однолинейны» искусство и культура в Рязани.
Первый постоянный публичный театр на Руси был создан, как известно, в Санкт-Петербурге, в 1756 году. Но история его начиналась все-таки в Ярославле, в любительской труппе, сколоченной усилиями Федора Григорьевича Волкова, гениального актера и постановщика спектаклей.
Может, лавры Волкова, снискавшего себе славу неустанным трудом, не давали покоя уездным честолюбцам, а может, влияние столицы сказалось, но — лиха беда начало: театры — один за другим — пошли учреждаться по всей России. Не все из них дожили до почтенных седин, век многих оказался эфемерно коротким: или меценат пропылит свою казну и откажет в воспомоществовании зрелищному заведению, или — случалось, и не в редкость — соберется отменно бездарная труппа, и тут уже зрителя в зал слегой не загонишь. Театр, естественно, прогорает. У Рязанского драматического судьба складывалась более или менее счастливо. Основанный в 1787 году, он собрал под свое крыло пристрастных к лицедейству юношей и девушек из числа крепостных и вольноотпущенных. На первых порах, как оно и водилось в «просвещенный век» Екатерины II, пробавлялся веселыми операми и комедиями, пока — об этом уже шла речь — в декабре 1836 года не грянул со сцены гоголевским «Ревизором».
Театру долго не везло с помещениями: пожары — в буквальном смысле этого слова, гонения городских и губернских властей — плата за свободомыслие коллектива. Предпоследнее место его обитания — дом на Соборной площади, последнее — с октября 1961 года — здание на Театральной (бывшая Ямская застава), выстроенное с участием столичных и местных архитекторов.
Сцена областного драматического помнит приезжавших на гастроли М. Н. Ермолову, О. О. Садовскую, М. П. Садовского, А. И. Южина, П. Н. Орленева, А. А. Яблочкину и других великих. Здесь в разные годы работали неповторимые актеры Н. К. Яковлев, Н. И. Боголюбов, А. И. Канин. Нынешняя его труппа, как и все предыдущие, в постоянном поиске, в страстном стремлении сказать зрителям свое незаемное слово. На тернистом этом пути случаются и победы, и поражения…
Имена великих, Марии Николаевны Ермоловой, к примеру, тянут за собой цепочку других, не менее славных. Их обладатели к областному драматическому отношения не имели, но в свое время тоже радовали рязанцев непревзойденным артистическим искусством. Выступали они, как правило, в Дворянском собрании. Редкостная архитектура, неповторимый интерьер, камерный зал с акустикой, подобную которой — в Европах поискать! Тут и пели некогда Собинов, Нежданова, Шаляпин, братья Пироговы, танцевала Гельцер.
Хрустальный мир памяти, воображения и мечты, драгоценный фарфор воспоминаний. Уберечь бы, не расколоть вдребезги…
Здание на Соборной, оставленное областным театром драмы, в 1962 году заполонили новоселы — коллектив Рязанского ТЮЗа, не имевшего до той поры постоянного пристанища. Рожденный в 1937-м, ТЮЗ искрометными своими спектаклями завоевал признание и в ряду самых юных, и в среде вполне сложившихся жителей города.
С началом перестроечных событий в стране бывший Театр юного зрителя стал называться Молодежным театром на Соборной, а репертуар его значительно «повзрослел», пополнился спектаклями по пьесам отечественных и зарубежных классиков.
Еще один театр в городе — кукольный, от областного драматического — в трех шагах, только под аркой многоквартирного жилого дома прогуляться. Тряпичным Петрушкам и деревянным Буратино в его апартаментах живется куда как уютно. Сам Сергей Владимирович Образцов, открывая новое здание театра, заметил, что оно, без сомнения, лучшее в России, а то и в Европе.
Любовь маленьких рязанцев к своему кукольному неизбывна, может быть, и потому еще, что театр не пренебрегает местной — сугубо рязанской темой, ищет и находит в прошлом нашей земли героические сюжеты. А что для малыша может быть привлекательней, прельстительней подвигов, совершенных во имя добра, во имя человечности? Разве что заразительная комедий.
Срединное положение между драматическим театром на Соборной — географически срединное: что влево, что вправо — идти одинаково, занимают областная филармония с Камерным залом и Концертный зал имени Есенина. Построенный на одиннадцатом послевоенном году, Концертный зал способен принять одновременно более 1200 зрителей, а его сценическая площадка всегда гостеприимно открыта для музыкальных коллективов, приезжающих на гастроли, для выступлений Рязанского народного хора.
Так что, дорогой читатель, уважаемый гость города, милости просим в любой театральный подъезд, где без труда разживемся билетом на любую постановку, любое концертное представление. Если успеем, конечно, если билеты еще не распроданы…
Тут, в завершение, надо бы вымолвить словечко о дворцах культуры при наших промышленных гигантах — станкостроительном, нефтеперерабатывающем, заводе электронных изделий. Практически — при каждом! Но дворцы есть дворцы: уровень их работы зависит от энтузиазма хозяев. А чем ныне воздается за энтузиазм, современникам ведомо без пояснений.
Особенность Рязани — она в том, что практически все ее крупные культурные центры находятся на одной линии, на одной оси. Взяв старт на той же Театральной, от областного драматического, через считанные минуты окажешься возле филармонии и Концертного зала. За ним откроется взору пансион для гимназистов, построенный Рюминым в прошлом столетии: ныне в его стенах размещается областной художественный музей. А сквозь окошки Концертного зала смотрит на улицу Ленина мраморный Есенин, изваянный скульптором Онищенко. Только.на улицу ли он смотрит? Может, на тесные комнаты писательской организации, отторженной от него громыхающим транспортом и торопливо снующими пешеходами. Может, спросить рвется: «Как живете, наследники? Какие стихи слагаете, какой прозой довольствуете читателя?»
Писательская организация в Рязани существует с 1958 года, но это —официально, по справке, а ежели по существу — так в городе всегда жили талантливые поэты и романисты. Чьи-то имена уже названы на страницах этого издания, из тех, кто ближе к нам по времени, достаточно вспомнить Владимира Ерохина, автора повести «Евпатий Коловрат», и Бориса Леонтьева, поэта высочайшей культуры, прозаика Ивана Макарова, незаконно репрессированного в 1937 году, и рано ушедшего из жизни сатирика Евгения Осипова, чей сборник басен «Молочный козел» по выходе в свет вызвал необычайное оживление в кругах местной интеллигенции. Список можно продолжать, и очень долго.
На этой же линии — цирк (новое, обладающее массой достоинств, здание) и областная библиотека имени Горького, ведущая отсчет своим летам с 1858 года. Слева от нее, на улице Подбельского, библиотека для детей, справа — театр на Соборной. Ну а дальше — Дом художника, вместивший в себя и Правление творческого Союза, и мастерские отдельных живописцев.
Такая вот получается линия, такое многоводье культуры, и не случайно к берегам этой реки жмутся корпуса институтов — не все, но многие, не случайно перемежают их руководящие инстанции — областные и городские: Советы, исполкомы, управления, вспухшие, как пузыри на дождливых лужах, коммерческие структуры, банки. Исторически сложилось…
Остается фактом: монументальное искусство в Рязани тоже, по сути, «однолинейно» (или прямолинейно, в том смысле, что пребывает на одной прямой). Речь в данном случае только о скульптурных памятниках. Упомянутый уже Циолковский на Театралке. Иван Петрович Павлов возле Концертного зала, за его спиной в сутеми помещения — ангелоподобный Есенин. Далее _ Григорий Константинович Петров, первый советский полководец и один из 26 бакинских комиссаров, изваянный по этой причине в папахе и черкеске с газырями. На перепутье к двум вокзалам — монумент Победы. Отклонений не густо: памятник Полетаеву на одноименной улице, бывшей когда-то близкой к городу деревушкой; памятник чекисту Молодцову в поселке Приокский да Есенин над Трубежом. Пожалуй, все. Согласимся, не много.
И все же Рязань не отпустит гостя разочарованным или чересчур огорченным: посмотреть есть на что и помимо названных памятников. Тут на выбор: музей живописи или краеведческий музей; многочисленные выставки; озвученная диорама «Оборона Рязани от Батыя» или — там же, на территории Кремля — захватывающее дух действо из многовековой истории Рязани, спектакль без актеров, но с «живыми картинками» и подлинными экспонатами на сцене. А еще — музей Воздушно-десантных войск, единственный в стране и притягательный своей неистребимой романтикой. А еще… Да мало ли! Турист не из ленивых, не равнодушный к достойным зрелищам человек всегда сыщет тропинку в любезный сердцу уголок гостеприимной Рязани.