Как NAS-сервер Qnap TS-119 приказал долго жить

Пару лет назад для работы был приобретен сетевой накопитель QNAP TS-119. Использовался данный девайс в качестве сетевого хранилища для организации общего доступа сотрудников к ряду баз данных (в т.ч. БД почтовых программ) и рабочих проектов. Все эти два года Qnap TS-119 работал исправно (в среднем по 10 часов в сутки) и каких-либо нареканий не вызывал. Но, пару дней назад случилось страшное. NAS-сервер — умер. С компьютеров пользователей подключение к сетевым дискам накопителя отсутствовало.

После включения питания, на лицевой панели накопителя красным цветом постоянно моргал светодиодный индикатор “STATUS” с интервалом 0,5 с. Если верить статье “О чем сигнализируют звуковые сигналы и состояние светодиодных индикаторов на сетевом накопителе?” с сайта qnap.ru, данная индикация свидетельствовала о том, что “NAS-система находится в критическом режиме (сбой одного диска массива в конфигурации RAID 1, RAID 5 или RAID 6)”. К сожалению, быстро проблему решить не удалось. Не помогло извлечение винчестера из устройства с последующей перезагрузкой накопителя, ни использование “reset”, да и прочие танцы с бубном вокруг девайса — никаких результатов не дали. Кстати, советы из “Руководство по устранению неисправностей Turbo NAS” с сайта производителя тоже результатов не принесли… Время шло, работа стояла, а данные, находящиеся на сетевом накопителе были просто жизненно необходимы. Поэтому было решено извлечь винт из накопителя, подрубить его к компу и попробовать скопировать (восстановить) данные. Вся процедура извлечение-подключение была произведена буквально за пару минут. Единственным сюрпризом оказалось то, что содержимое винчестера не было доступно для просмотра из под ОС Windows (на стационарном компе была установлена Windows 7), т. к. на винте стояла файловая система ext3, использующаяся в операционных системах Linux. Но, здесь оказала неоценимую помощь маленькая программка по названием ext2explore. Подробнее о ней напишу в статье “ext2explore – доступ из Windows к данным файловых систем Ext2/Ext3/Ext4”. Программа быстро просканировала подключенные жесткие дики, нашла и смонтировала разделы Ext3 на проблемном винте. Далее нужные данные (файлы и папки) без труда были сохранены на резервном жестком диске и стали доступны для дальнейшей плодотворной работы:). Причем, стоит отметить, что программа ext2explore справилась с этой задачей на отлично, чего нельзя сказать, например, о программе Ext2 Volume Manager, которая смогла восстановить только 40-50% информации.

Не знаю, что явилось причиной “неработы” накопителя QNAP TS-119 – вышло ли из строя само устройство или посыпался используемый в нем винчестер Hitachi HDS721050CLA362 (возможно слетел загрузочный сектор, да и по отзывам пользователей винт не является особо долговечным). Будет время — попробую разобраться и дополнить эту статью. Пока хочу лишь дать маленький совет всем пользователям подобных NAS-серверов. Если ваш девайс по каким-либо причинам вдруг перестал работать — не отчаивайтесь. Используйте для сохранения данных простую и эффективную программу ext2explore.

P/S: Дополняю статью. Выдалось время. Немного повозился с накопителем Qnap TS-119 и чудесным образом устройство заработало. Делал следующее. Извлек винт и включил устройство. Далее на задней стенке нажал на кнопку “reset”. Удерживал ее примерно 10 секунд до появления двух звуковых сигналов. Выключил питание, вставил винт. Запустил с компа программу Qfinder. Зашел в веб-интерфейс, в котором появилось сообщение “Микропрограмма для накопителей не установлена”. Предлагалось установить ее с имеющегося диска или скачать с сайта qnap.ru. Воспользовался последним вариантом и скачал с сайта последнюю версию 4.0.2 Build 0801. Далее установил микропрограмму и в несколько шагов настроил устройство. Пока девайс работает. Использую его сейчас в качестве файлового хранилища (не особо важной информации :) ). Всем удачи.

Ваша оценка
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий