Змеевики наших предков

В 1904 году в Пронске при рытье канавы для закладки фундамента нашли медный змеевик в один вершок в диаметре с массивным ушком. На лицевой стороне его выпуклое изображение Михаила Архангела, кругом надпись из повторения, как кажется, однородных букв, на обороте, посередине, изображение женской головы, окруженной извивающимися змеями.

В Рязанской губернии за последние 15 лет найдено несколько змеевиков, из них пять экземпляров (четыре медных и один серебряный) поступило в Рязанский музей. Два небольших медных змеевика с изображением на лицевой стороне св. мученика Никиты, который держит черта за волосы и бьет его жгутом, найдены в г. Рязани; один медный небольшой с ушком, на лицевой стороне изображен сидящий Спаситель — найден на городище Старой Рязани; один серебряный в 1 ⅛ вершка в диаметре найден в поле в Михайловском уезде, на нем изображены два святителя, по-видимому, Борис и Глеб, кругом надпись: «Помилуй Господи раба твоего Андрея», на обороте, посередине, голова, окруженная змеями.

Змеевики были в большом употреблении и служили нашим предкам амулетами, предохраняющими, по их мнению, от нечистой силы, сглаза, трясовиц и прочих напастей. Змеевиками пользовались долгое время, не менее трех столетий, с XIII и до конца XV вв. по Р.Х.

Употребление змеевиков в продолжение нескольких столетий наглядно свидетельствует, как медленно распространялась христианская религия среди туземцев и пришлых славян-язычников, заселявших Рязанский край. Языческие обряды и верования упорно сохранялись в народе и христианские понятия слабо проникали в сознание народной массы. Смешение христианских идей и обрядов с языческими воззрениями далекого прошлого встречаются даже в настоящее время в более глухих углах Рязанской губернии.

Ваша оценка
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий